Рыбинск И
Мир ИНФОРМАЦИЯ О РЫБИНСКЕ
РЫБИНСКИЕ ЗЕМЛЯКИ ГОСТЕВАЯ
КНИГА РЫБИНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО САЙТА В нашем чате могут обменяться опытом структурные
строители Объединений землячеств и активисты Тактических
Информационных Групп. ОБЩЕНИЕ
поможет расширить
круг Ваших знакомых Информация обновляется еженедельно к
четвергу, e-mail:
kvadratm@rambler.ru НАШ РЫБИНСК /интересные события и факты из истории города/ ПИСЬМА,
АДРЕСОВАННЫЕ В РЫБИНСК Из писем А.А.Золотарева можно
многое узнать о творческих планах рыбинского писателя, о его дружбе с
выдающимися людьми. Вот отрывок письма от 3 мая 1945 года: «Алексей
Максимович – писатель большого размера и значения в русской и мировой
литературе. Говорить мне о нем труднее, так как я люблю его не только как
писателя, а как человека. Когда-нибудь мы всласть побеседуем с вами о нем, а
сейчас скажу: не только читайте его, а попробуйте изучать: он многому вас
научит». 5 ноября 1940 года Золотарев
пишет о смерти К.Ф.Некрасова, известного ярославского библиофила: «Сегодня
получил горестное для меня известие из Москвы о том, что умер Константин
Федорович Некрасов, племянник поэта. Я любил бывать у него в Москве. Мы пили
с ним горячий и очень крепкий чай, занимаясь беседою, воспоминаниями о
Рыбинске и Ярославле». Почти в каждом письме Золотарева встречается
упоминание о Рыбинске, чувствуется нежная любовь к родному городу. «Я мечтаю
именно в Рыбинске упасть в землю зернышком бессмертия», - писал он 2 октября
1935 г. А в письме от 18 августа 1930 года Алексей Алексеевич делится своими
литературными планами: «Все еще не теряю веры в то, что мне надо описать
Рыбинск в большой повести, и сейчас часто думаю об этом». В 1948 году, когда
была произведена частичная реставрация рыбинского собора, Золотарев писал:
«Очень меня порадовали известия о том, что соборные часы снова ходят и что
вообще все здание собора ремонтируется, приближаясь к прежнему виду и стилю». Все свои произведения,
рукописи и переписку Золотарев сдал в Государственный архив литературы и
искусства в Москве. Сохранилась запись от 22 февраля 1947 года: «Я прошел в
члены Литературного фонда. Этот вопрос рассматривался на правлении Союза
писателей». Выдержки из писем рыбинского
писателя публикуются впервые (статья опубликована в 1972 году). Они
представляют несомненный интерес для тех, кто занимается изучением истории
нашего города. Д.В.Романов «Рыбинск в судьбах замечательных людей»
1997 ТВОРЧЕСТВО,
УВЛЕЧЕНИЯ, ХОББИ Творческое объединение «Колумб», г. Рыбинск, e-mail: kolumb-r@mail.ru А П Р Е Л Ь Этот голубоглазый месяц горазд
на выдумки. Едва получив права на жизнь от степенного марта, взял – да и
скинул на голову прохожего снежную охапку. Бедняга не знает, огорчиться ему
или рассмеяться, что именно его выбрал апрель для своей забавы. Стоит
прохожий, растерянно стряхивая белые шлепки, и зачем-то поглядывает вверх.
Похоже, не знает, откуда могла свалиться на его голову снежная копна. Собачья будка накрылась
кокетливой шляпой набекрень. С южной стороны снег сошел, а с северной
каким-то чудом удерживается, свесившись наполовину. Хозяйка конуры, ошалев от
весны, забыла свои обязанности и полусонно поглядывает на пару ворон,
вторгшихся на хозяйскую территорию. Ходят, важно покачивая серыми боками, не
забывая поглядывать все же на неподвижную собаку. А как распелись синицы!
Голосочки тоненькие, мелодичные, как у маленьких ручейков. Где их монотонное
зимнее тетеньканье? Апрельские соловьи – да и
только! Пухлый щенок никак не хочет
возвращаться с хозяином в каменное жилище. Бегает, дурачится, гоняя воробьев
и бумажки. Солнце, птицы и ветер повергают его в неуемный восторг, который
люди окрестили щенячьим. Все больше черных проплешин на
газонах. Они прилизанные и некрасивые, как только что народившиеся щенки. Но
немного терпения, люди, и эти мокрые лоскутки вспыхнут золотыми монетками
мать-и-мачехи! Словно десятки миниатюрных солнышек вдруг рассыплются по
земле. И будет у них негласное соревнование с ершистыми зелеными травинками.
А за городом, если повезет, еще можно увидеть в перелесках на уютных пригорочках синие брызги первоцветов, осколочки голубого
апрельского неба. Как здорово все продумано в природе: даже первые цветы
несут в себе краски солнца и неба. Девчонки прыгают, смеются, визжат
на просохших пятачках асфальта. За игрой в классики (бабушкиной забавой) их
теперь только весной и увидишь. Гонит их на улицу непонятная сила. Сама игра
уже мало интересна девчонкам двадцать первого века. Им привычней компьютеры, плейеры (слова
– то какие лающие!) А классики – это дань весне и приближающемуся лету. Дворники, привыкшие за зиму к
лопате, ходят неторопливо, убирая остатки льда с тротуаров и мусор. Сколько
же его, этого постыдного человеческого мусора лезет на свет из-под снега!
Словно горожане целую зиму были заняты только тем, что усердно разбрасывали
фольгу, целлофан, пластиковые бутылки, пакеты из-под сока. Кстати, о пакетах. Посреди внушительной лужи
гордо дефилирует по рябой поверхности кораблик с большой солнечной буквой «Я»
на зеленом боку. Вырвался, бедолага, из плена рекламного ролика и очень рад
своей новой профессии, солнцу и луже. Поди ж ты – и всего-то коробочка из-под
сока, а сколько гордости и достоинства у новоиспеченного плавсредства!
Одним словом, «Я»! А природа усиленно
прихорашивается. Каждый новый день меняет дизайн газонов и лужаек. Даже ночь
у весны трудится: на месте вчерашней досадной лужи – сухое местечко, а из
угрюмой кочки прошлогодней травы топорщится забавный зеленый бант. Весне надо спешить. Скоро,
очень скоро праздник Великой Пасхи. Природа знает об этом и чистит, сушит
свои владения. Верующим излишне говорить, какая это радость - праздник
Воскрешения Господнего. Атеисты же хотят или нет, но тоже заметят праздничное
состояние природы. Поднимут глаза к небу, к
солнышку, вдохнут весеннего воздуха и подумают: «Как хорошо! Выходной!...
Воскресенье!» Не очень-то и вдумываясь в смысл последнего слова. Вместе с весной и Пасхой
просыпается в человеке желание создавать на Земле кусочки Эдемского
сада. Пусть называя свое действо привычно и буднично: копать и сажать. И
потянутся муравьиными вереницами дачники с рюкзаками на свои сотки и селяне с
лопатами на огороды, радуясь новому сезону, истосковавшись по запаху земли за
долгие белые месяцы. Всевышний мудр: он-то знает,
что это – проявление в людях божественного начала. Наверное, потому он и
посылает каждый год на Землю зеленую и нарядную Весну. Нина СМИРНОВА ОПЕКУШИНСКИЙ ПУШКИН Сразу обращает на себя внимание факт похожести
фамилий двух великих людей: Пушкин - Опекушин
(предоставляю читателю возможность самому определить, в чём похожесть). К тому же оба Александра и вдобавок Опекушин с детства страстно любил творения поэта,
восторгался ими, упивался музыкой пушкинского стиха, видел в них жизнь
русского народа. А теперь заглянем собственно в лабораторию ваятеля,
проясняя сквозную линию моих статей о нем - предназначение свыше (и для нас рыбинцев это касается, ибо: Пушкин - Опекушин
- Александр II - Рыбинск идут в одной связке, что я и попытаюсь доказать). Когда Опекушин услышал,
что объявлен восьмимесячный конкурс (1872 г.) на лучший проект памятника
Пушкину, он понял, что пробил его час и, забросив все свои начатые работы,
Александр Михайлович принялся внимательно изучать творчество Пушкина. Он вдумывался
в каждую строчку его произведений, вчитывался в воспоминания современников,
он просмотрел все картины, зарисовки и репродукции, на которых был изображен
поэт, стараясь запомнить и сохранить в своём воображении каждую неповторимую
черту его облика, изучил имевшиеся скульптурные произведения. Их оказалось
не так много: небольшая статуэтка Теребенева
Александра Ивановича (1814-1854) созданная в 1837 году. Посмертная маска,
снятая Гольбергом Самуилом Ивановичем (1787-1839),
бюст поэта его же работы. И еще один бронзовый бюст, созданный Витали Иваном
Петровичем (1794-1855), но уже после кончины Пушкина. Чрезвычайно живой, подвижный облик Александра
Сергеевича и его часто меняющееся лицо запечатлеть в искусстве было трудно.
Фактически Опекушину предстояло создать
собственный образ поэта. Однако, это должен быть такой Пушкин, чтобы его тотчас
все узнали, и более того, чтобы все в него поверили. В мастерской ваятеля появились модели памятника - их
число достигло тридцати! В поисках образа Опекушин
выполнил десятки, если не сотни рисунков. Только на третьем конкурсе была утверждена модель
под номером 7. Это было в мае 1875 года. Опекушину
была присуждена первая премия. Но постоянно радость успеха что-то омрачало. Даже Антокольский, сначала признавший, что «народ нашёл
своего ваятеля», вдруг обвинил Опекушина в
карьеризме. Замечу по этому поводу. Да, Александр Михайлович стремился
получить разные награды и звания, ему, как никому другому, это было нужно.
Несмотря на отмену крепостного права, на нём всегда было клеймо крепостного.
В ком-то его подвиг художника, вышедшего из глубин народа, вызывал добавочное
восхищение, а в ком-то презрение, порой неприкрытое. В России с 1870 по 1880 годы было пушкинское
десятилетие. Процесс создания памятника сопровождался всё усиливающимся
интересом к творчеству и личности поэта. А это создавало над Россией духовную
защитную ауру, так необходимую во время реформ. Кстати, и наши в России
реформы шли бы намного мягче и понятней для народа, если бы мы больше внимания,
заботы и любви проявляли к людям гуманитарного творческого труда. Пушкина, как земного человека, не было, но дух его
витал над Россией, и, можно сказать, что Пушкин участвовал в реформах того
времени. Апофеозом беспрецедентного поэтического мероприятия
стало открытие памятника самому любимому сыну России. Один публицист, переполненный происходящим,
воскликнул: «Верьте мне на слово - несчастный тот человек, который не был в
Москве на Пушкинском празднике!» А это торжественное открытие опекушинского памятника, трехдневные утренние заседания и
литературно-музыкальные вечера в зале Благородного собрания, юбилейная
выставка «Пушкинские чтения» в университете и Политехническом музее,
общественные манифестации... Главным организатором этих мероприятий был
Поливанов Лев Иванович (1838-1899), основатель и директор лучшей Московской
гимназии, вошедшей в историю русской культуры XIX века под названием Поливановской; он преподавал в ней едва ли не десяток
гуманитарных предметов. Его называли «Великий артист в обличье педагога».
Много чем занимался этот человек и много знаменитых людей воспитал. Помогали ему в организационных вопросах: артист
И.В.Самарин, художник К.А.Трутовский, композитор
Н.Г.Рубинштейн. Открытие памятника было назначено на 26 мая, день
рождения поэта по старому стилю, но из-за смерти императрицы Марии
Александровны дата открытия сдвинулась на 6 июня. А ведь это по новому стилю
день рождения поэта. По причине смерти супруги, а возможно, из-за соблюдения
безопасности, не был на открытии памятника император Александр II. Но какое созвездие личностей присутствовало. Может
никогда больше не собиралось вместе столько знаменитостей и не только
российских (приглашения рассылались по всему миру). «С утра небо заволокло тучами, моросил мелкий
дождик. Но Москва в этот день выглядела необычайно празднично. Страстная
площадь и соседние улицы казались пёстрыми морем человеческих голов. Тысячи
нетерпеливых взоров были устремлены к Тверскому бульвару, у начала которого
высилась окутанная серой пеленой масса. К трибунам, установленным возле памятника,
направилась процессия. Народ внимательно разглядывал шагавших во главе
процессии крупнейших писателей и поэтов того времени. Вот высокий, с красивой
седой головой Тургенев; нервный, бледный Достоевский, вот степенно шагает
Островский, идут Аксаков, Писемский, Майков, Плещеев и другие. Вместе с писателями движется к памятнику высокий,
темно-русый мужчина. По толпе пронёсся шёпот: «Академик Опекушин,
автор памятника!». Трибуны заполнены. Члены Комитета, писатели, почетные
гости и приглашенные на торжество члены семьи Пушкина заняли свои места. Дали знак. Заколебались верёвки и серое покрывало
медленно сползло вниз. Прекрасный памятник предстал перед взорами тысяч
людей в своей величественной простоте. Сбылось пророчество Белинского:
«Конечно, придёт время, когда потомство воздвигнет Пушкину вековечный памятник». На гранитном пьедестале, как живой, стоял Пушкин, в
плаще, со шляпой в руках, слегка наклонив голову, с выражением мечтательной
задумчивости на лице. Точно он шёл и остановился, задумавшись. Такой
простой, близкий и понятный, каким представляли его себе миллионы людей... Несколько секунд толпа молчала, как завороженная, и
вдруг грянуло ликующее, неудержимое «ура!». Люди кричали, размахивали
шапками и платками, поздравляли друг друга.» Переписывая эти строки с брошюры Н. Беляева (издание
1949 года) я сожалел, что не было тогда не то что видеокамеры или кинокамеры,
но даже фотография была в начальной стадии. Так что в техническом плане мы
далеко ушли по сравнению с тем временем. А в духовном? Здесь, наверное, больше поражений, чем
побед. Антидуховность, да! Эта расцвела
ярко-ядовитым цветом. Так давайте восстанавливать утраченное, создавать
новое, истинное духовное, и мечтать о будущем настоящем благополучии. А что для этого надо делать, и конкретно для
Рыбинска, выскажу своё мнение в следующей статье. Владислав КУЛАКОВ Р.S. К ранее названным источникам информации,
которыми пользовался, добавлю альманах «Памятники отечества» № 2, 1986 г. СТИХИ
ОЛЬГИ ГЛЫБОЧКИ ХРАМ В
апреле 1997 г. началось возрождение храма
св. князя А.Невского, что у дер. Макарово Обитель
Божья поседела – Разрушена,
разорена… Средь
поля, у дороги белой, Стоит
в безмолвии одна Дрожащей
паутиной ветви Над
покосившимся крестом. В
пробоины змеею ветер Вползает
в одинокий дом. Весь
храм разрухою замучен И
эхом боли стонет свод. Заплаты
дырам злополучным Дал
серый в тучах небосвод. Где
паперть, там вода струится – Капель,
как плач колоколов. Венков
колючие глазницы, Линь
стеариновых цветов… Ему
я кланяюся низко, Ему
несу благую весть – Не
умирай, спасенье близко! В
России снова Вера есть. С
рассветом здесь прибудет люда, Над
куполом воспрянет крест. И
будет слышен отовсюду Твой колокольный благовест. О
ЖИЗНИ (окончание) Ане Снежковой профессор еще
раз напомнил: - Илья старается и может
перестараться. Вы, миленькая, не давайте ему излишне увлекаться. Мало ли что… - Не волнуйтесь. Он от меня не
отходит. - Влюблен? - Кажется, да. Но сейчас это
выглядит глупо. - Любовь, Анечка, никогда не
бывает глупой… Мамонтов много часов проводил
в лаборатории – над анализами чумной мокроты. Вечером он выстаивал под
напором струй гидропульта, который смывал с его «доспехов» миллионы бацилл.
Беда вскоре пришла, но совсем не с той стороны, с какой ее можно было
ожидать. Это случилось при посещении китайской деревни Ходягоу,
где чума уже собрала богатый урожай. В брошюре врача-эпидемиолога И.Куренков,
который виделся с последней участницей этого дела, эпизод описан так: «… в
одной фанзе энергично действовала сестра милосердия Аня Снежкова,
ей удалось взобраться на чердак. Через несколько минут она спустилась оттуда,
ее халат был изорван и покрыт пылью, а марлевая повязка съехала набок. - Если бы вы знали, что там делается!
– чихая и кашляя, проговорила девушка. – Все вперемешку… Мамонтов бросил на нее быстрый
взгляд. - Не волнуйтесь, Илюша, ничего
со мной не случится…» Вечером она несколько раз
покашляла. Мамонтов принес градусник: - Аня, без лишних разговоров. - Может и повышенная.
Простудиться немудрено… Температура была
подозрительной. Илья сам производил анализ. На предметном столе микроскоп
высветлил кружок, в котором резвились крохотные «бочонки». Илья капнул на
стекло фуксином, и бациллы сразу окрасились биполярно
– их концы покраснели. Он сдернул с лица маску и заплакал. Это была чума! Снежкову изолировали, Мамонтов вымолил разрешение
ухаживать за нею… - Илья, - сказала ему девушка
наедине, - если ты меня полюбил, так скажи мне это. Пусть я умру любимой… Он ей сказал и она заплакала. Вакцина, камфара, кислород –
иных средств лечения не было. Из поездки срочно вернулся в
Харбин Заболотный: - Илья, ты поступаешь
рыцарски, не отходя от Снежковой, но как чумолог
ведешь себя неосторожно. Я понимаю твои чувства, но нельзя же столь долго
пребывать в противочумном костюме… Кстати, как ты себя чувствуешь? - Как и все. Аня при свидании сама сказала
ему: - Илья, спасибо тебе за все.
Лучше бы ты ушел… За ужином он сдержано
кашлянул. - Ерунда, - сказал. – Кто из
нас не кашляет? - На анализ! – велел ему
Заболотный… Первый анализ – чисто. Второй
– чисто. Третий. Четвертый. - Продолжайте и дальше, -
настоял профессор… Десятый анализ. Одиннадцатый.
Двенадцатый. Тринадцатый. - Все чисто, - сказал
лаборант. – Никакой чумы. - Хорошо, - повеселел
Заболотный. – Ради моего успокоения, голубчик, сделайте четырнадцатый, и на
этом закончим… Четырнадцатый анализ был
ужасен. - Ну, что вы молчите? –
спросил Данила Кириллович - Кишмя кишит… гляньте сами! Заболотный навестил Илью,
который ему пожаловался: - Не повезло мне. В такое
время схватил простуду… - Тебе, Илья, и правда не
повезло. Мы сделаем, что можем, но больше того, что можем сделать, мы сделать
не в силах! На следующий день в комнату,
где он лежал в одиночестве, из Харбина чья-то добрая душа прислала первые
тюльпаны. - Можно я перешлю их Анечке? –
спросил он. - Не надо! Аня уже вся в
цветах… Ани Снежковой в это время уже
не было на свете, но смерть ее решили от Мамонтова скрыть. Юноша весь день
лежал тихо, задумчивый, потом постучал в стенку и попросил студента Исаева
сыграть ему на гармошке. Через стенку донеслась раздольная песня: Ой, да подведите коня мне
вороного, Покрепче держите под уздцы. Эх, едут с товаром дорогой
широкою Муромским лесом купцы… Глухая стенка в рыжей известке
отделяла его от поющих. Это был барьер между жизнью и
смертью – уже непреодолимый! В синеве окон чуялись весенние
разливы, чирикали харбинские воробьи, очень похожие
на питерских, такие же бодренькие. Илья попросил бумаги и стал
писать прощальное письмо… Он все понял, когда при нем
откупорили шампанское. Потом
начался бред, средь бессвязных слов прорвалось: - Ну вот, а мы еще ругались
из-за трупов… Это были его последние слова. Сгустились сумерки, его не
стало. В комнату вошел профессор Заболотный, постоял над телом ученика,
взялся за письмо: - Это матери.
Продезинфицируйте, пожалуйста… Была ранняя весна 1911 года;
на Невском в Петербурге дворники обкалывали ото льда панели. Шура и Маша
Мамонтовы отпросились с уроков в гимназии: Нам нужно встретить… брата,
его везут из Харбина. Мать, почернев от горя, надела
поверх буклей траурную кисею, взяла за руку Петьку, и всем семейством они
отправились на вокзал к приходу дальневосточного экспресса. Старый служака, военный
фельдшер в шинели, пропахшей лизолом и карболкой, вышел из вагона,
безошибочно зашагал в их сторону. - Видать госпожа Мамонтова? –
спросил, понурясь. Раскрыв чемодан, солдат из
небогатых пожиток извлек небольшую урну с прахом сожженного Ильи Мамонтова. - Он вот здесь. Понимаю –
тяжело. А что поделаешь? Мать, рыдая, отступила назад: - Шура, Маша… возьмите вы. Я
не в силах понять, что произошло. Неужели это все, что осталось от моего Или? Урну из рук солдата перенял
сосредоточенный Петька: - Давайте я понесу… папу! Солдат снял фуражку. Говорил,
словно извиняясь: - И письмо от сынка имеется.
Профессор две фотокарточки шлет. Здесь вот Илья ваш за тридцать часов до
кончины, а здесь – за пять часов… сам просил товарищей сымать
его. Вы уж не пугайтесь – урночку и конверт мы
продезинфицировали! Письмо, как и солдат, тоже
пахло лизолом и карболкой. Илья Мамонтов перед смертью
писал: «Дорогая
мама, заболел какой-то ерундой, но так как на чуме ничем, кроме чумы, не
заболевают, то это, стало быть, чума… Мне
казалось, что нет ничего лучше жизни. Но из желания сохранить ее я не мог
бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет
лишь обетом исполнения служебного долга… Жизнь отдельного человека – ничто
перед жизнью общественной, а для будущего счастия
человечества нужны жертвы. Я
глубоко верю, что это счастье наступит, а если бы не заболел чумой, уверен,
что мог бы жизнь свою прожить честно и сделать все, на что хватило бы сил,
для общественной пользы. Мне жалко, может быть, что я так мало поработал. Но
я надеюсь и уверен, что теперь будет много работников, которые отдадут все,
что имеют, для общего счастья и, если потребуется, не пожалеют личной жизни… Жизнь
теперь – это борьба за будущее… Надо верить, что все это недаром и люди
добьются, хотя бы и путем многих страданий, настоящего человеческого
существования на земле, такого прекрасного, что за одно представление о нем
можно отдать все, что есть личного, и самую жизнь… Ну,
мама, прощай… Позаботься о моем Петьке! Целую
всех… Твой Иля». Когда я много лет назад
впервые прочел это письмо студента Мамонтова, оно меня потрясло. Какое
мужество! Какое благородство! Какое богатое гражданское сознание! Удивительно, что перед смертью
Илья допустил лишь одно восклицание – в той фразе, в которой просил за своего
«сына» - человека будущего. Письмо как бы произнесено ровным голосом – так
обычно говорят люди, уверенные в своей правоте. Он и в самом деле был прав,
этот студент Мамонтов, каких в России тогда были тысячи и тысячи. Исторические миниатюры Валентина Пикуля, «Письмо
студента Мамонтова» |